
В третьей части поделимся своим мнением о Приказе Минпромторга РФ № 4608.
Авторы хорошо погружены в тему, знают не по наслышке, а из богатого личного опыта, какие проблемы у инвалидов с доступностью торговых объектов и общепита.
1. Считать объект доступным при наличии кнопки вызова нельзя. Во-первых, эта кнопка в 99% случаев не работает, во-вторых, ждать оказания услуги у входа инвалиду весьма не комфортно, особенно учитывая погодные условия нашей страны. Представьте картину — стоит инвалид зимой на морозе у входа, либо пусть хоть летом, но под дождем, градом и т.д. Как вы считаете, это нормальное явление? Мы думаем, что это издевательство над человеком.
2. К доставке товаров и блюд мы уже привыкли, понятно, как это работает. А вот предоставление бытовых услуг на дому, не очень широко пока применяется. Понимаем это так: если объект бытового обслуживания не доступен для очного посещения инвалидов, то такое предприятие должно обслужить инвалида на дому. Например, стрижка, маникюр, педикюр, починка одежды, обуви и т.д. Мы это приветствуем, но с одной существенной оговоркой — доставка и выезд персонала должны быть бесплатными иначе это работать не будет.
3. Большое недоумение вызвало, что для инвалидов-колясочников не предусмотрен специальный персонал, в должностные инструкции которого входит сопровождение и оказание им помощи. Хотя для инвалидов с нарушениями слуха, зрения, и с ментальными нарушениями он рекомендован. Колясочник нуждается в помощи, начиная с того, что кто — то должен придержать дверь при входе в здание, далее подать корзинку, снять с полок и положить туда товар, помощь необходима и при расчете на кассе, далее сложить товар в пакеты и повесить сзади на коляску, придержать двери при выезде из магазина. А в кафе как он себя обслужит? По факту ему приходится просить персонал, либо покупателей. Особенно это касается тех, кто пользуется электроколясками. У них руки слабые и без любой помощи им вообще никак не обойтись. Сейчас по факту если попросишь помочь, то персонал всегда помогает. Теперь же появляется формально законный повод отказать в помощи – в рекомендациях она не предусмотрена.
4. Предлагаем дополнить рекомендации следующим. Надо, чтобы в объекте была предусмотрена возможность подзарядки аккумуляторов электроколясок, то есть по просьбе инвалида ему в обязательном порядке был предоставлен доступ к электро-розетке. Это жизненная ситуация, не надуманная. Нередко бывает, что заряда остается мало и, например, перекусывая в столовой, человек одновременно заряжает аккумулятор.
5. Больная тема – это туалеты для инвалидов. Они уже много где есть, но воспользоваться ими порой затруднительно. Бывает, что в торговых центрах их держат закрытыми, а на дверях указан телефонный номер персонала, который нужно вызвать. По факту этот персонал можно прождать 30 — 40 минут. А ведь это для инвалида, которому приспичило — форс мажор!
6. Вопросы возникают и к тому, как на практике будут выполняться рекомендации по организации доступной среды для инвалидов с ментальными нарушениями. Знаем немало таких людей. Тут так — если эти нарушения не очень тяжелые, то такие люди довольно хорошо адаптируются в социуме и им не нужны дополнительные условия, чтобы что — то купить в магазине, либо посидеть в кафе. Кроме того, они живут как правило самостоятельно, многие работают. Если же нарушения тяжелые, то никакие помощники не помогут. Например, ключевой момент – как они будут расплачиваться за товары, услуги ? Ведь они не понимают, что такое деньги, товар наберут, а денег нет. А вообще таблички в формате «Easy Read» вещь хорошая, помимо ментальных инвалидов они способны помочь ориентироваться, например, туристам, которые плохо знают язык.
Друзья! Во-первых, делитесь теми проблемами которые возникают у инвалидов при посещении магазинов, ресторанов, кафе, парикмахерских и т.п. А во-вторых, изучайте Приказ № 4608, там много интересного и требуйте в заведениях его исполнения!
Поделиться в социальных сетях: