
ВСТУПЛЕНИЕ
Краткая обобщающая оценка сложившегося положения в стране по вопросам помощи и ухода за нуждающимися в них гражданами следующая. Регулирование в сфере государственной политики по вопросам ухода за нуждающимися в них инвалидами и помощи их семьям находится в остром кризисе.
Указы Президента №1455 и №175 о выплатах по уходу и Постановление Правительства №343 о порядке выплат в том виде как сейчас изжили себя, так как многие положения, вытекающие из них, уже неприемлемы. Неприемлем размер пресловутой копеечной выплаты в 1200 рублей, якобы компенсационной за утраченный заработок. Неприемлемо то, что согласно порядка выплаты, лицами осуществляющими уход (ЛОУ) могут оформляться дети, начиная с 14 летнего возраста, то есть школьники. Недопустимо то, что во многих случаях официально оформленные ЛОУ реально таковыми не являются. Любопытно, что эти огрехи, которые в принципе могут быть исправлены, используются как довод противниками повышения размера выплаты.

А проигрывают от этих удивительных пассажей в Указах и Постановлении тяжелые инвалиды и те, кто на самом деле им помогает, их настоящие ЛОУ, которые справедливо и пока безуспешно требуют повышения выплаты. Заметим, что эти акты, действующие в таком виде и изданные от имени Президента Владимира Путина, позорят не только его самого, но этим дискредитируются авторитет самой государственной власти.
Вместо того чтобы нормально отрегулировать условия назначения, порядок выплаты и размер этого необходимого пособия семьям, попавшим в беду, власть впала в ересь так называемой СДУ (системы долговременного ухода), надеясь, что в её рамках проблема низкой выплаты по уходу будет нивелирована, как туманно пообещал Министр Минтруда Антон Котяков Президенту В. Путину на приеме 3 декабря 2020 года. Основной порок СДУ, представленной в Приказах Минтруда №667 и №929, в том, что она неверна концептуально, так как важность родственного ухода в ней лишь декларируется, а фактически обнулена. Приказы в принципе ущербны и потому, что приняты кулуарно, без участия самих инвалидов и их настоящих ЛОУ, без учета всего разнообразия их интересов.
СДУ представляет из себя какую-то невообразимую солянку. В ней дублируются функционалы, взятые из разных действующих ведомств и служб. Например, от МСЭ – так называемая типизация, от ЦСОН – надомное обслуживание, от лечебных учреждений – медицинский патронаж, от ФСС – обеспечение ТСР. От Пенсионного Фонда – финансирование, хотя по логике в пенсионное страхование инвалидность и возрастная немощь уже включены как страховые события. Предусматривается определенное вклинивание в систему стационарных учреждений, интернатов для престарелых и инвалидов общего типа и ПНИ. То есть, создается непонятный монстр, который хочет объять всё. Вызывает большие сомнения, что весь этот хаос у организаторов СДУ получится свести воедино за приемлемую цену.
Одновременное действие Указов Президента и призрачной СДУ в том виде как они сейчас представлены, не может быть совместимым. Такое регулирование внутренне противоречиво, не согласуется с принципами социальной справедливости, равенства прав. Это будет источником постоянного социального напряжения, разобщения, недовольства людей. В самом деле, на выходе, например, оказывается, что одни инвалиды и их ЛОУ получают 1200, другие 10000, третьи в пилотных регионах 17000 рублей. Уровень неприемлемости решений власти в этой сфере начинает зашкаливать.
Власть по ряду признаков не имеет удовлетворительных решений, как выйти из кризиса в этой сфере и движется по ложному пути. Необходимо формирование новой конфигурации государственной помощи гражданам, нуждающимся в уходе и их семьям.
Предлагается к рассмотрению ниже следующая КОНЦЕПЦИЯ. Скачать концепцию как pdf файл.
СИСТЕМА НАДОМНОГО УХОДА – СНУ
Представленное в общем виде регулирование предлагается именовать как СНУ – систему надомного ухода. Это оправдано, так как фактически у граждан, которым требуется посторонняя помощь, есть всего 2 варианта: либо жить в домашних обстоятельствах, либо в интернате. Это совершенно разные уклады по условиям жизнеобеспечения, которые имеют очень мало точек соприкосновения. Соответственно и регулирование должно быть разным.
При этом нужно руководствоваться следующими основными принципами.
— Уход – это комплексная система мер помощи лицам, нуждающимся в посторонней помощи, направленная на сохранение их жизни, поддерживающая и повышающая их способности к самообслуживанию и самостоятельности, включая реабилитацию, имеющая целью увеличение продолжительности их жизни и повышение её качества.
— Инвалидам и их ЛОУ должно быть предоставлено ПРАВО ВЫБОРА, в какой форме получать государственную помощь. Так как все инвалиды и семьи разные, с разными жизненными обстоятельствами.
— Адекватная государственная помощь всем тяжелым инвалидам и их ЛОУ должна быть предоставлена в ближайшем временном горизонте, например, один — два года, а не через энное количество лет.
— Абсолютный и безусловный приоритет в надомном уходе должен быть предусмотрен для родственного ухода. Укрепление семьи, духовных основ – это вопрос национальной безопасности.
Далее по пунктам.
1. В системе надомного ухода (СНУ) должны быть предусмотрены следующие 3 равнозначные формы государственной помощи:
• ДЕНЕЖНАЯ ВЫПЛАТА ЛОУ В ФОРМЕ ПОСОБИЯ (КОМПЕНСАЦИЯ).
• ДЕНЕЖНАЯ ВЫПЛАТА В ФОРМЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ЛОУ-
РОДСТВЕННИКАМ, ТРУДОУСТРОЕННЫМ К СВОЕМУ ИНВАЛИДУ.
• ПОЛУЧЕНИЕ УХОДОВЫХ УСЛУГ В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ ОТ
ПОСТОРОННИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УХОДУ.
2. Инвалид и ЛОУ могут переходить с одной формы на другую 1 раз в году и при возникновении условий необходимости такого перехода, подавая заявление. Аналогично тому, как это происходит сейчас с НСУ (набором социальных услуг) и ЕДВ (единовременная выплата).
ДЕНЕЖНАЯ ВЫПЛАТА ЛОУ В ФОРМЕ ПОСОБИЯ (КОМПЕНСАЦИИ)
3. При повышении денежной выплаты до нормальных размеров нужен такой порядок, чтобы средства получали те, кто сейчас фактически и осуществляет уход за инвалидами, благодаря кому они и живут дома. Это необходимый принцип, так как нужно исключить такие варианты, что школьники 14 лет и другие фиктивные лица будут получать существенные суммы, что стимулируется трудоустройство по-черному. Нужно убрать эти очевидные несообразности, которые сейчас содержатся в Указах Президента №1455 и №175.

Есть много способов и механизмов, как практически реализовать этот принцип. В частности можно предложить следующие.
4. С получателем выплаты распорядитель средств должен заключать договор, содержащий условия, порядок выплаты, способы контроля, права и обязанности сторон, ответственность за не исполнение условий договора. Такой договор – действенная форма контроля и отсечения фиктивных лиц. Распорядителем средств могут быть Пенсионный фонд и ФСС, так как планируется их слияние.
5. Нужно принять во внимание ту очевидность, что уход и помощь тяжелым инвалидам, с 1 группой и 3 степенью ограничения жизнедеятельности, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, могут оказывать и по факту оказывают те, кто постоянно проживает совместно с ними. При 1 и 2 степенях помощь могут оказывать и лица без совместного проживания.
6. Факт осуществления ухода может устанавливаться Комиссией органа, распорядителя средств, по определенной форме. Данный факт может подтверждаться:
— актом обследования. В акте указываются опросные сведения от прикрепленных социальных работников, родственников, соседей и других лиц под их подпись. Кроме этого, производится запись самого инвалида о подтверждении ухода за ним под его подпись.
— справкой сельского (поселкового) Совета депутатов (в отношении лиц, проживающих в сельской местности)
— решением суда.
7. Денежные пособия по уходу за близким человеком выплачиваются, по разным схемам, во многих странах. Некоторая выборка показана в прилагаемой таблице. Данные взяты из Интернета, не из официальных источников. Возможно, могут быть небольшие неточности, кроме того, надо учитывать разный уровень стоимости жизни. Тем не менее, общая картина, как видно из таблицы, предельно ясная. Вывод очевидный и поразительный – выплата в нашей стране во много раз меньше. Правительство и Минтруд явно недорабатывают в этом вопросе — выплату по уходу нужно повышать не откладывая.

8. Относительно школьников и студентов. Нужно установить, что выплата может назначаться лицам с 18 лет, которые не обучаются в учебных заведениях дневной формы получения образования.
9. Сумма выплаты может быть разной в зависимости от нуждаемости в уходе, но не менее 10000 рублей. Возможна привязка к МРОТ, ПМ (прожиточному минимуму), стоимости одного часа ухода, устанавливаемой Правительством РФ. Вопрос о размере суммы обсуждаемый, так как зависит от возможностей федерального бюджета.
10. Выплата должна ежегодно индексироваться, чтобы со временем не обесценивалась её значимость.
11. Следует убрать фильтр, что лицами осуществляющими уход могут быть только неработающие лица. В современных реалиях это всё больше становится ложной условностью.
Во-первых, ЛОУ сейчас дано право получать заработок как самозанятым, то есть работать и получать неограниченный заработок, но при этом требуется только не светиться со страховыми взносами в Пенсионный фонд. Это, конечно, удивляет – Правительство не смогло придумать ничего лучшего, чтобы обходить этот фильтр и создает такие лукавые лазейки.
Во-вторых, ЛОУ могут подрабатывать на дому, в том числе с развитием IT-технологий – дистанционно. В недавнем времени большой общественный резонанс получил случай, когда от жительницы Краснодара С. Войцеховской, ЛОУ за ребенком инвалидом, выкраивающей время на подработку в Интернете, Пенсионный фонд потребовал вернуть выплаты по уходу.
В-третьих, этот фильтр объективно стимулирует, и весьма эффективно, трудоустройство по-черному. В качестве примера можно привести простую схему. Согласно Указа №175 родитель инвалида может оформить на себя выплату по уходу 10 тыс. рублей, а своё трудоустройство перевести в нелегальный режим. Это отнюдь не редкие случаи. И такая возможная схема не единственная.
Отметим, что при отмене этого фильтра выплата не теряет свою сущность как компенсационная. Привязанный к инвалиду ЛОУ все равно вынужден тратить своё время на уход в ущерб своей другой трудовой занятости. При уходе за тяжелым инвалидом – полностью на 100%, за более легким — в какой-то части.
12. Для официально работающих ЛОУ, и получающих компенсационную выплату, можно предусмотреть предельные размеры их заработка, в процентах, выше или ниже, от МРОТ. Так практикуется в ряде стран: Великобритании, Ирландии и др.
13. Понятие инвалид 1 группы с детства предлагается ликвидировать.
В необходимых случаях (например, в перечне получателей социальных пенсий) применять формулировку: «граждане с установленной инвалидностью до 18 лет».
Инвалиды 1 группы и 1 группы с детства ничем не отличаются, кроме времени присвоения инвалидности. Для наглядности можно привести известный пример. Председатель ВОИ Михаил Терентьев, судя по всему, является инвалидом 1 группы с детства, так как получил травму в 16 лет. Выделять массив инвалидов с детства имеет какой-то смысл лишь для целей анализа феномена инвалидности, но никак не для целей нормативного регулирования жизнеобеспечения граждан, когда, например, могут возникать такие нелепости, как в Указах Президента №1455 и №175. ЛОУ за инвалидом, получившим травму в 17 с половиной лет может получать выплату 10 тыс. рублей, а за травмированного в 18 с половиной -только 1 200 руб.
Или другое необъяснимое следствие. Если взрослый инвалид 1 группы с детства устроится на работу и будет получать заработок, то его ЛОУ может получать выплату по уходу. А инвалиду 1 группы это запрещено — при устройстве на работу его ЛОУ теряет право на эту выплату.
14. Очень важно. Так как при этой форме государственной помощи ухаживать и получать выплату будут, как правило, родственники и близкие люди, то снимается базовый вопрос безопасности, касающийся неприкосновенности жилища и частной жизни. В квартиру, в дом не будут получать на законных основаниях полный и свободный доступ специалисты по уходу, сиделки и прочие посторонние люди.
ДЕНЕЖНАЯ ВЫПЛАТА В ФОРМЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ЛОУ-РОДСТВЕННИКАМ
15. Форма предполагает следующее. Уход близкого родственника за инвалидом, в том числе при совместном проживании с ним, официально признается трудовой деятельностью. То есть, таким ЛОУ может быть жена, муж, мать, отец, сын, дочь и другие близкие люди. С ним заключается трудовой договор с соблюдением всех требований трудового законодательства.
16. Такие ЛОУ могут устраиваться на должность специалиста по уходу в государственные и муниципальные центры социального обслуживания населения, а также в коммерческие, некоммерческие организации и к индивидуальным предпринимателям из реестра поставщиков социальных услуг, расходы которых на эти цели компенсируются государством по определенным нормативам.

17. Предлагается внести изменение в профстандарт №1097, в котором профстандарт «Сиделка (помощник по уходу)» следует переименовать в «Специалист по уходу», так как наименование «Сиделка (помощник по уходу)» имеет дискриминационный характер в отношении мужчин. По понятным причинам устраиваться на такую должность им будет затруднительно.
18. При наличии данной формы в системе надомного ухода (СНУ) решается та проблема, которая есть сейчас. Она в том, что реально осуществляющие уход за своим тяжелым инвалидом пенсионеры лишены права получать выплату по уходу. В СНУ при устройстве на уход как на работу, а запрета работать пенсионерам и одновременно получать пенсию нет, они будут получать не выплату ЛОУ, а заработную плату.
19. Если властью, Правительством РФ, Минтрудом, будет принято решение о недопустимости данной формы в СНУ, то в условиях выплаты ЛОУ в виде пособия следует убрать ограничительный фильтр нетрудоспособности ЛОУ. Так принято, например, в Германии, где получать такое пособие могут реальные ЛОУ любого возраста и даже имеющие инвалидность.
20. Предлагается к рассмотрению также следующий возможный механизм трудоустройства. Можно узаконить статус ЛОУ как работающего гражданина.
• Внести в классификатор (ОКПДТР) новую профессию «ЛОУ» и присвоить код (ЕСКК).
• Внести в бланк ИПРА изменение, добавив графу – «ЛОУ»: «нуждается» или «не нуждается». Тем самым появится возможность получить помощь ЛОУ не только инвалидам 1 группы, но и 2 группы (особенно это важно для инвалидов с психическими расстройствами, которым требуется постоянный присмотр и сопровождение).
• По решению МСЭ в ИПРА вписывается нуждаемость инвалида в ЛОУ.
• МСЭ направляет ИПРА инвалида в КЦСОН для исполнения. КЦСОН получает средства из ФСС на открытие ставки ЛОУ для инвалида и заключает трудовой договор (отпуск для ЛОУ в нем на выбор: или компенсация или предоставление сиделки в этот период). В этом видится положительный момент: средства с ФСС (это федеральные деньги) придут быстрее на ИПРА инвалида для открытия ставки ЛОУ, чем при устройстве ЛОУ обычным алгоритмом, выбивая ставки для трудоустройства с регионального бюджета. Тем самым ЛОУ будет обеспечен 100% трудоустройством в КЦСОН. ЛОУ назначается МРОТ с процентами для отчисления в ФСС.
• Для тех, кто не имеет инвалидности или находится в стадии оформления, но нуждается в уходе, предоставляется возможность получить справку о нуждаемости в ЛОУ в поликлинике (через врачебную комиссию) или через ПНД, с последующим трудоустройством через КЦСОН.
21. Какие преимущества возникают при этом. Инвалид получает своего проверенного ЛОУ со всеми положительными моментами (уход, присмотр, помощь в реабилитации, позитивное психоэмоциональное состояние, надежность и т.д.). ЛОУ получает стабильный доход со всеми правами работающего гражданина, а государство — налоги и снижение социальной напряженности.
Форма помощи в виде зарплаты ЛОУ-родственникам имеет недостатки, которые следует принять во внимание.
22. Родственный уход имеет двойственный характер. В основе этой помощи лежат любовь и духовная потребность, с другой стороны это нелегкий труд. Люди будут помогать своим близким из последних сил и без всяких денег, потому что ими руководят эти чувства. Устройство на уход за своим родным человеком за зарплату может в определенной мере восприниматься как акт расчеловечения, действовать разрушительно на сознание, особенно, детское, может подтачивать фундаментальные духовные и семейные ценности.
Предсказуемо то, что в обществе на обыденном уровне такое трудоустройство будет оцениваться неоднозначно. Наоборот, выплата денег такой семье в виде пособия будет восприниматься естественно и органично, как духоподъемный общественный акт: общество (в лице государства) помогает тем своим согражданам, кто попал в беду.
23. Очевидно, что общие государственные затраты на выплату денег ЛОУ — родственникам в виде зарплаты будут значительно выше, чем на выплату в виде пособия, так как будут включать дополнительные траты на посреднические структуры, накладные административные расходы.
24. Трудоустройство родственников будет в определенной мере всё же фиктивным, так как контролировать выполнение своих трудовых обязанностей сможет только сам же работник. Для настоящего контроля надо либо посадить в квартиру наблюдателя, либо установить в ней камеры слежения. В своих дневниках, табелях, графиках, отчетах родственник может писать всё что хочет. Эта документация, и бумажная и электронная, будет чистой формальностью, начальство и ревизоры будут её пролистывать и отправлять в забвенье. Спрашивается, зачем нужны такие бессмысленные занятия для ЛОУ и для их работодателей?
25. Отметим, что в настоящее время в нескольких пилотных регионах Минтруд апробирует на практике устройство родственников на уход за своими инвалидами. Сообщается, что, например, в Ульяновской области родственник, устроенный на полставки на уход за своим тяжелым инвалидом, получает на руки зарплату 17 000 рублей.
ПОЛУЧЕНИЕ УХОДОВЫХ УСЛУГ ОТ ПОСТОРОННИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УХОДУ
26. По выбору инвалида, нуждающегося в уходе, и его семьи государственная помощь им может оказываться на дому и вне его, в зависимости от вида услуги, приходящими сотрудниками — специалистами по уходу.

27. Договор на предоставление уходовых услуг с их перечнем заключается между инвалидом (его законным представителем) и обслуживающей организацией.
28. Обслуживающими организациями могут быть государственные и муниципальные центры социального обслуживания населения, а также коммерческие, некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели из реестра поставщиков социальных услуг, расходы которых на эти цели должны компенсироваться государством по определенным нормативам.
29. Объем бесплатных уходовых услуг определяется в часах и зависит от уровня нуждаемости инвалида в уходе. Максимальное число федеральных бесплатных часов для самых тяжелых инвалидов может составлять 28 часов в неделю. Так как это число определено в Приказах Минтруда №667 и №929, из этого предположительно следует, что государство готово выделять такие средства, исходя из возможностей федерального бюджета.
30. Очевидно, что помощь от государства в виде уходовых услуг будет востребована, например, в следующих случаях.
а) Одинокими инвалидами, у кого нет родственников, и не утратившими полностью способность к самообслуживанию и самостоятельному проживанию. То есть теми, кто подпадает под 1 и 2 степени ограничения жизнедеятельности по классификации МСЭ.
б) Семьями, в которых за инвалидом ухаживают сильно возрастные родственники, которые уже с трудом справляются с этой работой.
в) Семьями, в которых инвалид подпадает под 1 и 2 степени ограничения жизнедеятельности, и родственники осуществляющие уход хотят где-то подрабатывать.
г) Семьями, у которых есть достаточные финансовые возможности доплачивать за уход сверх бесплатного объёма.
д) Прочим семьями с их индивидуальными предпочтениями.
Данная форма имеет существенные недостатки. В частности, следующие.
31. Форма мало подходит семьям с тяжелыми инвалидами, нуждающимися в постоянной помощи, присмотре и сопровождении, например, семьям с лежачими больными. 28 часов в неделю для таких инвалидов совершенно недостаточно и вся тяжесть ухода остается на плечах родственников.
32. Бедственное материальное положение семьи с тяжелым инвалидом, требующим постоянного ухода, не улучшится. Фактически ЛОУ и инвалид по-прежнему вынуждены будут жить на одну пенсию инвалида.
33. Эффективность ухода может быть недостаточной в сравнении с родственным уходом. Так как целью и мотивацией родственного ухода является продление жизни инвалида и повышение её качества, цель и мотивация постороннего ухода – получение зарплаты.
34. Большой и трудно решаемой проблемой при этой форме является вопрос
с безопасностью, с обеспечением неприкосновенности жилища и частной жизни. В квартиру, в дом получат полный, свободный, постоянный и законный доступ посторонние люди – сиделки и другие. В условиях предсказуемой большой текучки кадров сиделок, жилище инвалида превратится в проходной двор со всеми вытекающими негативными последствиями. Можно представить, например, насколько лакомой целью могут стать многомиллионные квартиры беспомощных инвалидов для всякого рода криминалитета. Особенно в Москве, Петербурге и других городах.
35. Серьезные трудности для внедрения этой формы будут в сельской местности из-за нехватки подходящих кадров, специфики обыденного информационного обмена в некрупных населенных поселениях и других факторов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НУЖДАЕМОСТИ ИНВАЛИДОВ В УХОДЕ
36. Определение нуждаемости в уходе — это один из основополагающих компонентов в системе надомного ухода. Сложность в том, что здесь фокусируется весь спектр интересов лиц и их семей, нуждающихся в поддержке, и самого государства. От этого зависит, какие средства должно выделить государство и их распределение. При этом нельзя не учитывать то, кому и как на данный момент распределяются деньги, выделяемые на эти цели. Ясно и то, что как бы не было богато государство, есть предел, сколько средств оно может выделить.
37. В данной концепции предлагается, что нуждаемость в уходе определяется группой инвалидности и степенями ограничения в основных категориях жизнедеятельности согласно классификации МСЭ (медико-социальной экспертизы), утвержденной Приказом Минтруда №585н.

В Приказе определены 7 основных категорий: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации (это про незрячих); способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.
В каждой категории есть 3 степени ограничения, для которых тоже даны четкие определения. Отметим, что при 1 группе инвалидности 3 степень в каждой категории присваивается, когда инвалид полностью, тотально утрачивает эти способности.
38. В то же время сейчас в рамках внедряемой Правительством РФ и Минтрудом системы долговременного ухода (СДУ) нуждаемость определяется в процедурах типизации и по другой методике, в частности, с использованием шкалы «индекс Бартел». Типизаторы могут определять и присваивать инвалиду 3 уровня нуждаемости.
39. Выходит так, что в отношении инвалидов 1 группы (в том числе с детства) показатели «степень ограничения жизнедеятельности» в МСЭ и «уровень нуждаемости в уходе» в СДУ фактически определяют одно и то же.
Таким образом, в стране выносят решение о нуждаемости две разные структуры, но используя для этого разные методики. Это может быть, во-первых, основой для разночтений и массовых претензий инвалидов, во-вторых, расцениваться как дублирование функций и перерасход государственных средств.
В концепции СНУ предлагается следующее.
40. При выборе инвалидом 1 группы и его ЛОУ помощи от государства в денежной форме (пособия или зарплаты) её размер привязывается к степеням ограничения жизнедеятельности, установленным инвалиду органами МСЭ и зафиксированным в его ИПРА. Возможно, за исключением категорий способности к обучению и трудовой деятельности.
41. При выборе инвалидом 1 группы и его ЛОУ помощи от государства в форме уходовых услуг её размер устанавливается в виде бесплатного набора услуг (социальный пакет ухода), который определяется для инвалида в процедурах паспортизации ухода.
Для справки. В пилотной СДУ эти процедуры названы «типизацией», которую проводят «типизаторы». Выбор этого термина крайне неудачный. Он неэтичный, мрачный и отталкивающий, отдающий мертвечиной, так как обозначает неодушевленные сущности. Предлагается отменить его применение, заменив на паспортизацию ухода.
42. В предлагаемой концепции СНУ предусматривается, что паспортизация ухода проводится специалистами с медицинским образованием из органов МСЭ. Хотя вопрос на кого возложить проведение паспортизации — органы МСЭ или организации соцобслуживания – это вопрос обсуждаемый.
Представляется, что вариант МСЭ предпочтительнее того, что сейчас в СДУ «типизацию» проводит работник организации соцобслуживания, который соответствует требованиям профстандартов «Специалист по социальной работе» или «Психолог в социальной сфере», то есть человек без медицинского образования. Это нелогично – ведь при процедурах «типизации» по её регламенту необходимо руководствоваться результатами медобследований, анализов, медосмсотров, диспансеризации.
Предлагается, в частности, также следующее.
43. Инвалидам в СНУ предоставляется право проходить процедуры паспортизации ухода, по их выбору либо на дому, либо в помещениях МСЭ. Не исключен дистанционный способ, например, в явных случаях, исходя из медицинского диагноза.
Для справки. Типизация в СДУ согласно регламента должна проводиться на дому. Вместе с тем ВОЗ, на которую при этом ссылаются составители регламента, выдаёт это как рекомендацию, а не обязательное условие.
44. В СНУ при паспортизации ухода, при анкетировании и наблюдении запрещается оценка и фиксация данных об инвалиде и семье: про имущественное и финансовое состояние, про жилищные условия, про всех проживающих. В СДУ типизатор должен очень подробно выявить и зафиксировать эту информацию согласно Приказа Минтрудом №929.
ГРАЖДАНЕ СТАРШЕ 80 ЛЕТ И ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ В СНУ

ГРАЖДАНЕ 80 +
45. В настоящее время компенсационная выплата ЛОУ за гражданами, достигшими 80 лет (далее 80+), составляет 1200 руб. в месяц. Нужно убрать явную нестыковку, содержащуюся в действующем Указе Президента №1455 относительно этой выплаты. Несоответствие в том, что она не является компенсационной за утраченный заработок, так как привязана к возрасту человека, а не к нуждаемости человека 80+ в уходе. Очевидно, что не все пожилые, кто достиг такого возраста, с этого момента по умолчанию нуждаются в уходе, и помогающие им лица вынуждены сразу бросать работу.
46. Предложение в концепции в том, что эту выплату в размере 1200 руб. следует оставить (ведь отменить нельзя!), но переформатировать в «ежемесячную выплату лицу, достигшему 80 лет». Мы вынуждены так исправлять ошибки, допущенные ранее разработчиками Указа №1455.
47. Ясно, что людям, достигшим 80 лет, рано или поздно потребуются посторонняя помощь и уход. Со времени, когда состояние человека ухудшается до невозможности самообслуживания и самостоятельности, лицу осуществляющему уход (ЛОУ) за ним должно предоставляться право на получение государственной поддержки. Согласно концепции СНУ по выбору человека 80+ и его ЛОУ это может быть помощь в 3 видах: денежное пособие, зарплата, уходовые услуги. Нуждаемость пожилого человека в уходе также устанавливается в порядке, предлагаемом в концепции СНУ. В том числе, она может устанавливаться врачебной комиссией.
Примерная схема действий может быть следующей.
48. Признание человека 80+ нуждающимся в уходе и обращение его ЛОУ за государственной поддержкой проводится в заявительном порядке. В заявлении ЛОУ обращается с просьбой признать человека 80+ нуждающимся в уходе и назначении его ЛОУ государственной поддержки.
При этом по понятным причинам можно предусмотреть для людей 80+ норму об ускоренных процедурах освидетельствования и присвоения 1 группы инвалидности, либо ускоренного признания нуждаемости в уходе по заключению врачебной комиссии.
В случае признания человека нуждающимся в уходе, денежная выплата ЛОУ должна назначаться со дня подачи заявления.
49. Предлагаемая схема поддержки граждан 80+, действительно нуждающихся в уходе, и их ЛОУ отвечает их интересам. Так как данный порядок значительно повышает шансы на принятие Правительством и Минтрудом решения о повышении размера выплаты по уходу для них до более-менее нормальных значений.
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ
50. ЛОУ за детьми-инвалидами могут получать государственную поддержку по их выбору в 3 формах согласно данной концепции СНУ.
51. Выплата ЛОУ за детьми-инвалидами, которая сейчас составляет 10 000 руб, должна приравниваться к полному размеру МРОТ, это 13890 руб. в 2022 году. Фильтр трудоустройства ЛОУ, что он не должен где-то работать, убирается – он нецелесообразен, так как на практике такие ЛОУ имеют стимул и возможность трудоустраиваться по-черному, без оформления у работодателя.
52. Определять размер выплаты ЛОУ в зависимости от уровня нуждаемости в уходе ребенка-инвалида (дети-инвалиды) нецелесообразно.
53. Важным компонентом надомного ухода является технология «Детский микро реабилитационный центр на дому», разработанная А. Е. Лысенко. Это направление поддерживается Правительством РФ и безусловно должно получить всемерное развитие.
РАЗМЕРЫ ВЫПЛАТ ПО УХОДУ ЗА ИНВАЛИДАМИ 1 ГРУППЫ
54. Очевидно, что уровень нуждаемости в уходе у инвалидов 1 группы может быть разным. Приведем пример для наглядности: 1 группа инвалидности может быть у лежачего шейника и у колясочника, который может даже сам водить машину. Это собственно подтверждается и присвоением инвалидам 1 группы органами МСЭ по результатам освидетельствования от 1 до 3 степени ограничения жизнедеятельности в 7 категориях с соответствующей записью в ИПРА.
55. Предлагается следующая схема для определения объёма государственной помощи инвалидам 1 группы (в том числе с детства) и их ЛОУ. Объем необходимой помощи измеряется в часах и зависит от установленного для инвалида органами МСЭ уровня нуждаемости в уходе, зафиксированного в виде степеней ограничения жизнедеятельности в его ИПРА.

• Если у инвалида в ИПРА во всех категориях прописана 1-я степень ограничения жизнедеятельности ему устанавливается 14 бесплатных часов помощи в неделю.
• Если у инвалида в ИПРА хоть в одной категории прописана 2-я степень ограничения жизнедеятельности ему устанавливается 21 бесплатный час помощи в неделю.
• Если у инвалида в ИПРА хоть в одной категории прописана 3-я степень ограничения жизнедеятельности ему устанавливается 28 бесплатных часов помощи в неделю.
Размеры помощи в часах определены так же, как в действующем Приказе Минтруда №929.
Примечание. Категории «способность к обучению» и «способность к трудовой деятельности» могут в расчет не приниматься. Они, как правило, производные от других категорий. Например, трудно представить ситуацию, когда у инвалида способность к труду 3 степени, а во всех остальных категориях – 1 степень.
56. Если инвалид 1 группы и его ЛОУ выбирают помощь в форме денежного пособия (компенсации), размер выплаты ЛОУ определяется следующим образом.
Если в ИПРА инвалида все степени ограничения первые – 10 000 руб. в месяц, если хоть в одной категории есть 2-я степень – 11 945 руб., если хоть в одной категории есть 3-я степень – 13 980 руб. Это наглядно показано в таблице к статье.
Пояснение к таблице.
13 980 рублей – это МРОТ в 2022 году. ЛОУ за инвалидом 1 группы с 3 степенью полностью занят уходом и заниматься другой трудовой деятельностью не в состоянии. То есть, выплата ему в размере МРОТ – это наибольшая компенсация ему утраченного заработка.
10 000 руб. – это нижний предел выплаты ЛОУ. Он уже определен в действующем Указе Президента №175 в отношении одной части инвалидов 1 группы (с детства) и детей-инвалидов без какого-либо деления по уровням нуждаемости в уходе. Согласно Указа эта сумма выплачивается и обратного хода нет – она будет и впредь назначаться новым ЛОУ и отменить её невозможно.
12 945 рублей – среднее значение от МРОТ и 10 000 руб.
57. Если инвалид 1 группы и его ЛОУ-родственник выбирают помощь в форме заработной платы, то зарплатные схемы и размер заработка определяются в соответствии с требованиями трудового законодательства. При этом потолок заработка ЛОУ за инвалидом 1 группы с 1-ми степенями ограничения жизнедеятельности устанавливается из расчета 14 часов в неделю, хоть с одной 2-й степенью – из расчета 21 часа в неделю, хоть с одной 3-й степенью – из расчета 28 часов в неделю.
Правительство РФ и Минтруд должны принять решение о применении либо повременной (в зависимости от объема часов ухода), либо сдельной системы оплаты (в зависимости от индивидуального набора бесплатных уходовых услуг).
Пример расчета при повременной системе. Если стоимость 1 часа ухода будет определена в 150 рублей, заработок ЛОУ-родственника за инвалидом с 3 степенью ограничения составит 4200 руб. в неделю.
58. Если инвалид 1 группы и его ЛОУ выбирают помощь в форме уходовых услуг, то её размер устанавливается в виде бесплатного набора услуг (социальный или бесплатный пакет ухода), который индивидуально подбирается для инвалида из установленного перечня бесплатных уходовых услуг. Объем бесплатного набора услуг измеряется в часах и также градируется по трем уровням в зависимости от наличия у инвалида 1 – 3 степеней ограничения жизнедеятельности в ИПРА.
ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ В СНУ
59. Данная концепция описывает такой образ Системы Надомного Ухода, к построению которой следует стремиться. Такая система должна обеспечивать высокое качество жизни граждан, нуждающихся в уходе. У молодых людей должны быть все возможности для полной самореализации, у старшего поколения – для спокойного и активного долголетия.
60. Предлагается следующая стратегия действий в выстраивании такой СНУ. Предусматривается 2 этапа.
На ПЕРВОМ этапе, это ближайший год, система выводится на приемлемый уровень за счет приоритетной государственной поддержки родственного ухода, путем повышения выплаты ЛОУ, и доверительного, защищенного ухода для одиноких инвалидов. Контуры форм и механизмов такой поддержки подробно представлены в данной концепции.
61. Ориентировочная оценка расходов на повышение денежной выплаты ЛОУ следующая. В расчет берется общая численность инвалидов I группы и приравненных к ним инвалидов II группы с 3 степенью ограничения жизнедеятельности (в том числе с детства), а также детей-инвалидов по данным федерального реестра инвалидов. I группа – 1304054 чел., дети-инвалиды – 728 988 чел. Всего: 2 033 042 человека. Данные на декабрь 2021 года.

При условии, что ВСЕ инвалиды I группы имеют 3 степень ограничения, общая сумма на повышение выплаты (до МРОТ для более 2 033 042 инвалидов) составит порядка 239 млрд. рублей в год.
При условии, что ВСЕ инвалиды I группы имеют 1 степени ограничения, общая сумма на повышение выплаты (то есть, до 10 000 руб.) составит порядка 144 млрд. рублей в год.
Примечания.
а) Суммы увеличатся с учетом региональных коэффициентов.
б) Суммы уменьшатся, с учетом инвалидов, проживающих в интернатах, где другие механизмы финансирования.
в) Если брать в расчет лишь тех инвалидов, в отношении которых оформлена выплата на текущий период, то суммы будут в 2-3 меньше.
62. Отметим, что по нашим прогнозам на внедряемую Правительством РФ и Минтрудом систему долговременного ухода (СДУ) потребуются суммы гораздо больше этих.
63. На ВТОРОМ этапе вокруг надомного ухода должна постепенно выстраиваться необходимая инфраструктура и сервисы. Это большой круг задач, охватывающий весь спектр жизнеобеспечения и жизнедеятельности таких инвалидов, с учетом разных нозологий. Перечислим некоторые основные.
— Обеспечение современными домашними ТСР с расширением федерального списка и пунктов проката для инвалидов разных нозологий. Например, при двигательной ограниченности обеспечение тремя видами ТСР: функциональная кровать, подъёмник, тренажеры.
— Совершенствование медицинской помощи, возможной на дому, включая ЛФК, массаж.
— Решение проблемы свободного выхода из квартир на улицу для прогулок и другого.
— Приспособление жилища инвалида под его особенности.
— Предоставление права на улучшение жилищных условий в необходимых случаях.
— Предоставление возможностей посильной надомной работы инвалидам и их ЛОУ, в том числе с учетом развития IT-технологий – организация рабочих мест на дому.
— Создание условий, инфраструктуры для сопровождаемого проживания, в том числе временного.
— Создание небольших реабилитационных микрорайонных центров (по технологии известного общественного деятеля Варвары Снегиревой).
64. С 2018 года по настоящее время Минтруд внедряет в пилотном режиме систему долговременного ухода. За 4 года проверки четко выявлены как её достоинства, так и критичные недостатки, без исправления которых система будет чрезвычайно затратной и неэффективной и нужных результатов не даст.
Пилотирование СДУ показало, что в проект нужны коренные изменения.
65. Необходимо перенацелить Минтруд, разработчиков проекта на всемерную приоритетную поддержку родственного и доверительного ухода, как изложено в данной концепции СНУ.
66. Предлагается провести ребрендинг СДУ с переименованием её в Систему Надомного Ухода. Название СДУ затушевывает то, что при этом регулируется сфера именно надомного ухода, а название СНУ точно определяет это.
67. Анализ показывает, что за 4 года испытаний СДУ не выдержала общественной проверки и раскритикована теми людьми, ради кого создана. Бренд СДУ за 4 года пилотирования скомпрометирован и отторгается подавляющим большинством тяжелых инвалидов и их ЛОУ. Внедряемая по Приказам Минтруда модель СДУ им не подходит, так как не улучшает их положение должным образом.
68. Учредителям Фонда «Старость в радость» как инициативному разработчику и методическому центру по вопросам надомного ухода, предлагается рассмотреть возможность переименовать Фонд. Сохранять такое название нецелесообразно, так как организация занимается вопросами, которые могут определять судьбы не только пожилых граждан, но и молодых и юных инвалидов.
Поделиться в социальных сетях: