
Продолжаем публикацию концепции Системы Надомного Ухода – СНУ.
В предыдущих статьях представлены виды государственной помощи инвалидам и их лицам осуществляющим уход – ЛОУ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НУЖДАЕМОСТИ ИНВАЛИДОВ В УХОДЕ
33. Определение нуждаемости в уходе — это один из основополагающих компонентов в системе надомного ухода. Сложность в том, что здесь фокусируется весь спектр интересов лиц и их семей, нуждающихся в поддержке, и самого государства. От этого зависит, какие средства должно выделить государство и их распределение. При этом нельзя не учитывать то, кому и как на данный момент распределяются деньги, выделяемые на эти цели. Ясно и то, что как бы не было богато государство, есть предел, сколько средств оно может выделить.
34. В данной концепции предлагается, что нуждаемость в уходе определяется группой инвалидности и степенями ограничения в основных категориях жизнедеятельности согласно классификации МСЭ (медико-социальной экспертизы), утвержденной Приказом Минтруда №585Н.
В нём определены 7 основных категорий: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации (это про незрячих); способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.
В каждой категории есть 3 степени ограничения, для которых тоже даны четкие определения. Отметим, что при 1 группе инвалидности 3 степень в каждой категории присваивается, когда инвалид полностью, тотально утрачивает эти способности.
35. В то же время сейчас в рамках внедряемой Правительством РФ и Минтрудом системы долговременного ухода (СДУ) нуждаемость определяется в процедурах типизации и по другой методике, в частности, с использованием шкалы «индекс Бартел». Типизаторы могут определять и присваивать инвалиду 3 уровня нуждаемости.
36. Выходит так, что в отношении инвалидов 1 группы (в том числе с детства) показатели «степень ограничения жизнедеятельности» в МСЭ и «уровень нуждаемости в уходе» в СДУ фактически определяют одно и то же.
Таким образом, в стране выносят решение о нуждаемости две разные структуры, но используя для этого разные методики. Это может быть, во-первых, основой для разночтений и массовых претензий инвалидов, во-вторых, расцениваться как дублирование функций и перерасход государственных средств.
В концепции СНУ предлагается следующее.
37. При выборе инвалидом 1 группы и его ЛОУ помощи от государства в денежной форме (пособия или зарплаты) её размер привязывается к степеням ограничения жизнедеятельности, установленным инвалиду органами МСЭ и зафиксированным в его ИПРА. Возможно, за исключением категорий способности к обучению и трудовой деятельности.
38. При выборе инвалидом 1 группы и его ЛОУ помощи от государства в форме уходовых услуг её размер устанавливается в виде бесплатного набора услуг (социальный пакет ухода), который определяется для инвалида в процедурах паспортизации ухода.
Для справки. В пилотной СДУ эти процедуры названы «типизацией», которую проводят «типизаторы». Выбор этого термина крайне неудачный. Он неэтичный, мрачный и отталкивающий, отдающий мертвечиной, как в морге, так как обозначает неодушевленные сущности. Предлагается отменить его применение, заменив на паспортизацию.
39. В предлагаемой концепции СНУ предусматривается, что паспортизация ухода проводится специалистами с медицинским образованием из органов МСЭ. Хотя вопрос на кого возложить проведение паспортизации — органы МСЭ или организации соцобслуживания – это вопрос обсуждаемый.
Представляется, что вариант МСЭ предпочтительнее того, что сейчас в СДУ «типизацию» проводит работник организации соцобслуживания, который соответствует требованиям профстандартов «Специалист по социальной работе» или «Психолог в социальной сфере», то есть человек без медицинского образования. Это нелогично – ведь при процедурах «типизации» по регламенту необходимо руководствоваться результатами медобследований, анализов, медосмсотров, диспансеризации.
Предлагается, в частности, также следующее.
40. Инвалидам в СНУ предоставляется право проходить процедуры паспортизации ухода, по их выбору либо на дому, либо в помещениях МСЭ. Не исключен дистанционный способ, например, в явных случаях, исходя из медицинского диагноза.
Для справки. Типизация в СДУ согласно регламента должна проводиться на дому. Вместе с тем ВОЗ, на которую при этом ссылаются составители регламента, выдаёт это как рекомендацию, а не обязательное условие.
41. В СНУ при паспортизации ухода, при анкетировании и наблюдении запрещается оценка и фиксация данных об инвалиде и семье: про имущественное и финансовое состояние, про жилищные условия, про всех проживающих. В СДУ, наоборот, типизатор должен очень подробно выявить и зафиксировать эту информацию согласно Приказа Минтрудом №929.
Продолжение в следующих статьях.
Поделиться в социальных сетях:
Спасибо за исчерпывающую информацию. Для тех, кто любит азарт и верит в удачу, казино космолот – лучшее, что можно предложить.